Пояснительная записка к учебному плану Учебный план непосредственной образовательной деятельности МДОУ ТДС «Ласточка» на 2022 – 2023 учебный год разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28. - Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Учебный план МДОУ ТДС «Ласточка» является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2022 - 2023 учебном году в МДОУ ТДС «Ласточка» функционирует 1разновозрастная группа, укомплектованная в соответствии с возрастными нормами: Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) – 2 детей Вторая младшая группа (от 3до 4 лет) -1 детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) -2 детей Старшая группа (от 5 до 6 лет) -0 детей Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 0 детей Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по образовательной программе, разработанной с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО. Учебный план соответствует Уставу МДОУ ТДС «Ласточка», образовательной и парциальным программам: О.Л. Князева, М.Д.Маханева Приобщение к истокам русской народной культуры-программа включает «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие» для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет. И.А. Лыкова «Цветные ладошки» программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цель деятельности учреждения: Обеспечение качественного дошкольного образования воспитанникам, путем создания единого образовательного пространства, отвечающего ФГОС ДО. Основными задачами учреждения являются: 1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 4. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. Каждому направлению соответствует определенные образовательные области: «Социально-коммуникативное» «Познавательное» «Речевое» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", «Речевое развитие» "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" входят в расписание непосредственной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарнотематическом планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Количество и продолжительность непосредственной образовательной деятельности устанавливается в соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, -для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в группе раннего возраста не превышает 20 минут, - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непосредственную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 3 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МДОУ ТДС «Ласточка» предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание НОД соответствуют виду и направлению МДОУ ТДС «Ласточка». Парциальные программы являются дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Характеристика структуры учебного плана • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в структуре учебного плана МДОБУ Д/С № 10 ЛГО выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Обязательная часть реализуется через обязательную непосредственную образовательную деятельность. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. • В Плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса: обязательная часть - не менее 60 % Часть, формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40 % Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28. • Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. • При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. Образовательная деятельность по физической культуре и музыке проводится со всей группой (по условиям ДОУ). • Учебный план составлен из расчета 36 недель и не превышает максимально допустимый объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение основной образовательной программы. • На основе Учебного плана разработано Расписание непосредственной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. • В Расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. • Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки. • Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.. Проведение занятий по формированию элементарных математических представлений начинается со 2 младшей группы до подготовительной включительно. Ознакомление с предметным миром, миром природы, социальным миром происходит на познавательных занятиях в каждой группе еженедельно. Материал детям предлагается из разных областей: экология, ОБЖ, региональный компонент, человек в истории и культуре, элементарные естественно-научные представления и пр. • Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Еженедельно в каждой группе организуется игровое занятие по речевому развитию, в подготовительной группе– еженедельно подготовка к обучению грамоте. • Содержание образовательной области «Художественноэстетическое» развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). • Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Содержание также направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, их в каждой группе проводится по два в неделю. На них происходит развитие физических качеств детей (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Для удовлетворения у детей потребности в двигательной активности проводится по одному занятию игровой физкультурой в неделю на свежем воздухе в каждой группе (подвижные игры, соревнования, развлечения, пешие походыэкскурсии и пр.). • Содержание образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Все эти направления реализуются в совместной с взрослыми деятельности. • Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от младшей до подготовительных групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации содержания учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Виды непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям Группа раннего возраста (2-3 года) младшая группа (3-4 года) средняя группа (4-5 лет) старшая группа (5-6 лет) подготовит. группа (6-7 лет) Обязательная часть в год в нед. Познавательное развитие: - Ознакомление с миром природы - Ознакомление с предметным окружением - Ознакомление с социальным миром - Развитие познавательноисследовательской деятельности - Формирование элементарных математических представлений. Речевое развитие - Развитие речи 1 в нед. в год в нед. в год в нед. в год в нед в год 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 интегрировано во все образовательные области 36 2 72 1 36 1 36 1 36 2 72 1 36 1 36 2 72 1 36 1 36 - Обучение грамоте 108 2+1 (на прогу лке) 2 72 72 2 1 36 1 36 2+1 (на прогулк е) Художественно-эстетическое развитие: 108 2+1 (на прогу лке) 108 2+1 (на прогулк е) 108 2 72 2 72 2 72 72 2 72 2 72 2 72 1 36 1 36 2 72 2 72 0.5 18 0,5 18 0.5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 468 14 504 108 2+1 (на прогулк е) 2 72 - Музыка 2 - рисование - лепка Физическое развитие Физическая культура - аппликация - Социально-коммуникативное развитие Итого (ООД): интегрировано во все образовательные области 10 360 10 360 10 360 13 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Художественноэстетическое развитие: 1 36 1 35 Всего 1 36 ИТОГО: 11 «Цветные ладошки» 1 36 1 36 1 36 1 36 1 1 35 2 2 1 35 36 2 72 2 72 3 108 Художественноэстетическое развитие: Приобщение к истокам русской народной культуры 1 11 12 15 17