Методическая копилка

06.11.2020

Методическая разработка программы «Родной свой край»

Белькова Галина Дмитриевна

1. Актуальность темы 

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории.

Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа.

Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Ниндзя и др.

Любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. И задача воспитателя – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать.

Цель:                                                 

Повышения качества нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

·        формирование интереса и любви к своему краю, его истории и культуре;

·        воспитание патриотических чувств и потребностей в их реализации (гордости за труд земляков, прославивших свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);

·        передача детям знаний о прошлом и настоящем родного села

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным селом. Я, Белькова Галина Дмитриевна, живу в селе Троицкое, Прибайкальского района, Республики Бурятия, в селе с богатой историей. Нашему селу более 350 лет. В селе живут и работают интересные замечательные люди; среди них ветераны Великой Отечественной войны и труда, отмеченные многочисленными наградами Родины, дети ВОВ, труженики тыла ВОВ, инженера, врачи, учителя. В селе есть интересные достопримечательные места. Расположился он в очень живописном месте. Наблюдая за детьми, я заметила, что большинство детей не интересуются достопримечательностями своего села, слабо ориентируются в окрестностях села. Некоторые дети 5-6 лет не знают название родного села, свой домашний адрес.

Я пришла к выводу, что работу по теме «Ознакомление с родным селом» нужно начинать с младших групп. Ознакомление с селом начинается с близлежащей улицы 60 лет Октября (на которой и расположен наш детский сад). Детям даются сведения, что улица большая, на ней много домов, дома разные и у каждого свой номер. На прогулках с детьми младшего возраста я стараюсь рассказывать о том, что наше село очень красивое. Объясняю, что в селе живет много людей. Они делают всё, чтобы наше село было красивым и уютным: сажают деревья и цветы, красят лавочки и пр. Я постоянно говорю детям, что они тоже маленькие жители нашего села. Поэтому должны делать всё, чтобы село было чистым и нарядным: не бросать фантики, не ломать веточки, не рвать цветы. К родителям детей младших групп обращаюсь с просьбой: «Дорогие папы и мамы, гуляя с детьми по селу, покажите и расскажите, чем привлекательно наше по село, обращайте внимание на красоту природы родного края».

В старшей и подготовительной группе более широко рассматривается вопрос «Ознакомление детей с родным краем (селом)».

Далее мной был разработан цикл занятий, экскурсий, прогулок, бесед, развлечений и праздников, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с родным селом.

Цикл состоит из 4 блоков:

1.     Прошлое и настоящее села.

2.      Улицы родного села.

3.     Природа родного края.

4.      Достопримечательности села.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням. Было проведено ряд мероприятий с родителями:

- родительское собрание на тему «Растим патриотов»;

 -анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»;

- Игра – викторина «Знаешь ли ты свое село»;

Блок «Прошлое и настоящее родного села» Этот блок включил в себя ряд бесед на тему «Наш край в древности». В ходе этих бесед дети узнали, что раньше на месте села на целые сотни верст тянулись непроглядные, непроходимые лесные дебри, которые перемежались озерами да болотами. Именно в этих лесах и поселились первые люди. Детям рассказывала о появлении орудия труда из камня, костей животных, о том, как с течением времени первобытные орудия труда человек довёл до совершенства. Дети узнали, что селились люди по берегам озёр и рек и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Далее дети узнали, откуда произошло название села.

Содержание работы по теме: «Ознакомление с русским бытом».

Быт: Русская печь, прялка, люлька, веретено, сундуки, ухват, кадки, часы, лампа.

Посуда: Самовары, ковши, половники, крынки, кувшины, горшки, чашки, ложки.

Постельные принадлежности: Одеяло лоскутное, подушка, наволочки, простыни, шторы, скатерти.

Одежда, обувь: Костюмы, сарафаны, рубахи, кокошники, платки, украшения, лапти, валенки, сапоги.

Многое о жизни наших предков дети узнали из личных бесед со старейшими жителями села.

Дети получили ответы на вопросы:

-в каких домах раньше жили люди;

- что было самым главный в русской избе;

-как служила печь человеку;

-какие работы выполняли женщина, какие мужчины;

-как дети помогали родителям;

-какой главный продукт на столе и др.

Следующий цикл был посвящен образованию. Дети рассматривали иллюстрации самой первой школы села, которая была при монастыре.

Изучая прошлое и настоящее села, дети также знакомились с русскими традициями, обычаями. Например, объясняя, откуда произошло гостеприимство, сострадание, взаимопомощь, одновременно повторяли современные правила поведения в гостях. Рассуждали о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.

Было разучено ряд народных игр, в которые играли наши бабушки и дедушки «Горелки», «Жмурки», «Заря – заряница» и др.

Работая по теме «Прошлое и настоящее села» тесно перекликалась со всеми видами образовательных областей.

Блок «Прошлое и настоящее родного села» тесно связан с блоком «Улицы родного села». Задача этого блока дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц поселка. Были рассмотрены вопросы:

- На какой улице находится наш детский сад?

- Почему её назвали улица 60 лет Октября?

- Какие улицы села знаете?

Проводили с детьми тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Детям предлагалось подумать над вопросом: «Почему так назвали улицу?» (ул. Солнечная, ул. Библиотечная, ул. Набережная). Гуляя по улицам нашего села, мы обращали внимание на красоту нашего села в любое время года.

Детям предлагалось нарисовать рисунки на тему: «Мой дом», «Моя улица», «Любимый уголок села», «Село будущего». Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами становились экскурсоводами. Из детских работ был составлен альбом «Улицы родного села».

Для детей была проведена заочная экскурсия по старейшей улице села – улице 60 лет Октября. Улица, по которой мы совершили экскурсию, в ней около 170 домов, все они разные: часть из них совсем старые, в них живут разные люди, у всех разные судьбы. Но для всех из них эта улица – частичка их детства, их жизни. Цель этой работы расширить представление детей об историческом и культурном наследии своего села.

Работа по теме «Природа родного села» была построена следующим образом:Хочу такой сайт

Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем – просто невозможно. Непосредственное общение с природой помогает почувствовать мир растений и животных, способствует воспитанию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие.

Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу. И я считаю, что любовь к родной природе является одной из составляющей любви к Родине. Природа Прибайкальского района очень разнообразна. Наше село со всех сторон окружают леса. Это и берёзовая роща, сосновый лес, смешанный лес.

Содержание: Времена года.

Задачи: Прививать детям видеть красоту родной природы в разное время года.

Формы работы: Прогулки, экскурсии, экологические тропы, под/игры, викторины, занятия, календарные праздники.

Методы и приёмы: Беседы; слушание классической музыки из цикла» Времена года»; рисование, пословицы и поговорки о природе.

Содержание: Растительный мир.

Задачи: Знакомит детей с растительным миром села, с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Формы работы: Занятия, дидактические игры, экологические игры, труд в природе.

Методы и приёмы: Беседы; опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Содержание: Животный мир.

Задачи: Знакомить детей с животным миром села; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное отношение к животному миру.

Формы работы: Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Методы и приёмы: Беседы; наблюдение за животными, птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек, прибауток, рисование.

Содержание: Водоемы.

Задачи: Дать представление о водоемах села, их растительном и животном мире.

Формы работы: Экологические тропы, праздники, прогулки.

Методы и приёмы: Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомы, беседы.

Содержание: Правила поведения на природе.

Задачи: Прививать соблюдать правила поведения на природе. Дать представление о заповедниках.

Формы работы: Занятия, театр на природе, экологические тропы, составление Красной книги села.

Методы и приёмы: Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Содержание: Уроки безопасности.

Задачи: Дать понятие об ядовитых растениях и грибах, опасных животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь.

Формы работы: Занятия «Уроки доктора Айболита»; экологические тропы.

Методы и приём: Дидактические игры на классификации, беседы;

Игра «Хорошо – плохо»

Работа по блоку «Достопримечательности села»

Содержание: Памятник воинам, погибшим в годы ВО войны

(ул. 60 лет Октября)

Задачи: Вызвать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми; учить детей отдавать дань людям, которые обеспечили им счастливое детство.

Формы работы: Экскурсии к памятнику.

Методы и приём: Беседы, рассматривание фотоальбомов, чтение худ. литературы.

Содержание: Памятник архитектуры «Свято- Троицкий Селенгинский Мужской Монастырь» (ул. 60 лет Октября).

воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.

Задачи: Расширить кругозор детей; воспитывать любознательность.

Формы работы: Экскурсии в монастырь.

Методы и приём: Беседы, рассматривание экспозиций, чтение художественной литературы.

Содержание: Озерко Большое.

Задачи: Дать представление о водоеме, как о заповедном месте; учить соблюдать правила поведения на природе.

Формы работы: Экологическое занятие «Природа родного края».

Методы и приём: Рассматривание иллюстраций, рисование, составление рассказов, беседы.

Содержание: Река Селенга

Задачи: Дать представление о водоеме, как о заповедном и историческом месте ; учить соблюдать правила поведения на природе.

Формы работы: Экологическое занятие «Мы друзья природы».

Методы и приём: Рассматривание фотоальбомов «Природа нашего края», беседы, рисование, составление рассказов.

Основной формой работы по этому блоку была экскурсия. И это не случайно, ведь особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном селе, обогащаются знаниями о жизни, труде людей. Постигая новое, дети начинали активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражался в играх, рисунках и в других видах творческой деятельности.

Если проводить эту работу в комплексе, то можно надеяться, что дети приобретут важнейшее человеческие качества: чувство сопереживания, чувство гордости за себя и за людей, проживающих с ними рядом. Воспитывая у детей любовь к своему селу, они подойдут к пониманию, что наш посёлок – частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких, есть много общего:

-в селе люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и пр.);

-в селе соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

-люди берегут и охраняют природу;

Этому результату способствовала целенаправленная работа по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным селом.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».